Конкретно они свелись к призыву сформировать новую парадигму познания на основе поиска компромисса между его научным и религиозным направлениями, включая эзотерику. Данная ситуация по существу является результатом проявления основных закономерностей диалектики в сфере гносеологии и имеет определенную историческую обусловленность, о которой французский физик Луи де Бройль сказал: «История науки показывает, что прогресс науки постоянно сковывался тираническим влиянием определённых концепций, когда их начинали рассматривать в виде догм. По этой причине необходимо периодически подвергать глубокому исследованию принципы, которые стали приниматься без обсуждения».
Общеизвестно, что в древние времена не существовало деления на научное и религиозное знание. Наука зарождалась в недрах религиозных школ и постепенно отпочковывалась от них, что дало основания характеризовать ее как «беглую дочь религии». Считается, что окончательно процесс формирования науки как системы познания завершился в XVI–XVII веках. Однако начало этого процесса уходит вглубь веков и непосредственно связанно с ожесточенной борьбой различных религиозных школ и направлений. Особо следует отметить борьбу монотеистов с язычеством и его реминисцентными проявлениями, которые в средние века идентифицировались как ведовство, колдовство и магия.
Охота на «служителей дьявола» (ведовские процессы, сожжение ведьм - согласно только сохранившимся протоколам, на кострах святой инквизиции было сожжено свыше девяти с половиной миллионов человек), которая продолжалась около пяти веков, стимулировала появление тайных наук и ученой магии, которая, подчеркивая свое отличие от народной магии, позволяла избегать обвинений в ведовстве. Именно в сфере тайных наук, ведущие места среди которых занимали теургия, астрология и алхимия, а также священная каббала, произошло зарождение и формирование естественно-научного подхода к познанию, который первоначально (XVI век) назывался «натуральной магией», в недрах которой развились физика, химия и другие естественные науки.
Торжество науки, знаменовавшееся изданием в XVIII веке «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (35 томов), одновременно сопровождалось внедрением в общественное сознание понятия о «просвещенном веке» и уничижительного отношения к магии. Так как натуральная магия представляла свод знаний о магических силах вещей в природе, в числе которых присутствовали самые разные воззрения и трактования природных явлений, то формирование естественно-научного знания потребовало определения критериев отличия подлинно научного знания от других направлений гносеологии.
Основным критерием отличия научного знания является требование воспроизводимости (предпочтительно в лабораторных условиях) как доказательство достоверности научных фактов. Согласно этому требованию, научное знание должно быть независимым от субъекта, его получившего. Другой важной особенностью науки является следование принципу, известному как «бритва Оккама» (XIV век), согласно которому понятия, не сводимые к интуитивному и опытному знанию, должны удаляться из науки. Дословно он звучит так: «Не умножай без необходимости числа имеющихся сущностей». Соответственно все знания, не удовлетворяющие требованиям «научности», считаются мистическими.
Несмотря на важную прогрессивную роль научного знания, современная общественная практика дает основание для сомнений в его исключительном превосходстве. Все чаще встречаются примеры оперирования при решении традиционных практических задач явлениями, недоступными современному научному познанию. Так, например, «Российская газета» осветила японский опыт подбора кадров на работу с помощью экстрасенсов. Там же сообщалось, что в Японии насчитывается около 200 тысяч ясновидцев, объединенных в собственный профсоюз. А в Англии в профсоюз объединились 20 тысяч экстрасенсов. В бывшей Чехословакии экстрасенсы также имели официальное признание.
Современная российская практика тоже дает многочисленные примеры рекламирования услуг различных организаций и отдельных личностей по использованию трансцендентных и других эзотерических технологий как в бизнесе, так и в личной жизни. Одновременно идет процесс обучения всех желающих основам эзотерики. Ажиотажный интерес к экстрасенсорным технологиям в конце 70-х и в 80-х годов прошлого века сопровождался ожесточёнными дискуссиями о природе этого явления и яростным сопротивлением представителей традиционной академической науки. Высказывались диаметрально противоположные точки зрения, предпринимались попытки дать объяснение феномена экстрасенсов с позиций традиционных представлений о различных физических процессах.
Однако результат в основном оказался отрицательным. И хотя диапазон практического применения различных экстрасенсорных технологий весьма широк и разнообразен, предметом особого внимания стало их использование в медицинских целях. Грандиозным событием в части преодоления сопротивления в первую очередь медицинскому применению эстрасенсорики стали знаменитые телесеансы А. Кашпировского и А. Чумака. И хотя их эффективность была дискуссионна и сеансы были вскоре прекращены, процесс распространения эзотерических услуг вышел из-под контроля и принял грандиозные масштабы.
Поскольку предложение и спрос находятся в диалектической взаимосвязи, масштабы рекламирования оккультных, колдовских и магических услуг дают основания полагать, что на практике они применяются в значительно большем объеме, чем это можно предположить на основе умозрительных впечатлений. И так как данная ситуация стабильно сохраняется на протяжении уже многих лет, то можно заключить, что случаи эффективного достижения желаемого результата не так уж редки. В противном случае бизнес в сфере магических услуг не развивался бы столь масштабно.
Так, по состоянию на середину 2017 года количество практикующих целителей достигло 900 тысяч человек. По примерным оценкам, доходы оккультистов ежемесячно составляют от 3 до 40 тысяч долларов. Они образуются из выручки от приёма посетителей, продажи книг, оберегов и прочих предметов, а также телефонных консультаций и мистификаций. В одной только Москве на рынке оккультных услуг "работает" примерно сто тысяч человек. Это колдуны, их ассистенты и помощники, актёры и охранники, мастера по реквизиту, а также агенты, завлекающие клиентов.
Приворот: от 300 рублей до 1000 долларов;
коррекция судьбы: от 4000 рублей;
снятие порчи: от 1000 рублей;
изгнание дьявола: от 1000 долларов;
снятие венца безбрачия: от 500 рублей;
поиск человека по фото: от 500 долларов;
омоложение: от 300 рублей за сеанс;
обряд на укрепление семьи: от 5000 рублей;
успех в бизнесе: от 1500 долларов.
О популярности религиозно-мистических традиций свидетельствуют и факты публикации статей соответствующего содержания не только в специализированных изданиях, но и в научных сборниках, а также постоянный рост общественного интереса как к мистическим знаниям, так и к религиозным обрядам. Наиболее ярко это проявляется в поведении политических деятелей ради поддержания своей популярности: публичное участие в молебнах, благословение церковными иерархами при занятии важных должностей в системе управления государством и т.п.
Это явно указывает на наличие конфликта между официальной наукой и потребностями общества, которое с готовностью воспринимает религиозно-мистические ритуалы, в том числе и в широких масштабах тиражируемые современными парапсихологами. Таким образом, анализ современности дает основание говорить о феномене «ренессанса эзотерики». Одновременно возникает дилемма трактования этого феномена: считать ли ситуацию возвратом к раннее отвергнутому или это форма проявления диалектической спирали «отрицания отрицания», то есть импульс к дальнейшему развитию мировоззрения, включая гносеологию и онтологию.
Развитие знаний стимулируется потребностями практики. На ранних стадиях развития человечества знаний о природе окружающего мира было явно недостаточно. Поэтому практические потребности вынуждали людей применять тайноведческие технологии, то есть вступать в практический контакт с неведомым, что и порождало обожествление этого неведомого например, огня.
По мере расширения и накопления области познанного человек стремился ограничить сферу практической деятельности в рамках непознанного. Однако по мере роста населения планеты и расширения его потребностей этого оказывается недостаточно. Поэтому и возникает задача практического взаимодействия с непознанным, что, в конечном счете, приводит к его познанию. Данный процесс происходит неравномерно и подчиняется диалектическому закону отрицания отрицания.
Поэтому тяга к магии и волшебству периодически сменяется их отрицанием, что потом сменяется стремлением к их возрождению. Если же страшиться и сторониться непознанного, то его невозможно будет понять. Только контакт и практическое взаимодействие с непознанным могут дать импульс к очередному шагу в части расширения области познанного. Такова диалектика познания.