Этот старый шпионский детектив, написанный в 1968-м году, вполне может оказаться в домашней библиотеке, составление которой началось в семидесятых годах прошлого века. Казалось бы, нет никакого смысла хранить на полках старые книги, особенно в эпоху цифровых технологий, когда почти любое произведение можно без труда найти в Интернете.
Тем не менее, порой неожиданно обнаруженный в серванте роман в мягком переплете, изданный примерно полвека назад и с тех пор сохранивший только пять глав, а остальные потерявший на волнах времени, может доставить истинное удовольствие. Стоило лишь начать читать эту частично уцелевшую книгу, как ее динамичный стиль, стремительное действие, калейдоскоп городов, стран и событий плотно втянули в свой мир шпионских страстей, тяжелых раздумий, коварных замыслов и смелых внедрений.
Знакомясь с этим романом, поневоле можно задуматься над тем, что в литературе есть незаслуженно забытые или просто выпавшие из общественного внимания произведения, которые ничем не уступают современным модным бестселлерам, а кое в чем, пожалуй, их даже и превосходят. По яркости психологических переживаний героя и глубине его потока сознания, который сейчас принято называть рефлексией, этот роман можно смело поставить в один ряд с классикой ХХ века, к которой он, скорее всего, и будет отнесен.
Райнов вошел в историю литературы не только как мастер детектива, но и как создатель подробных словесных картин знаменитых европейских городов. Действие этого романа начинается в Венеции, и уже с первых страниц автор раскрывает свое умение так описывать ее площади, улицы, кафе, общественный транспорт, рестораны и здания, что невольно переносишься в этот город и кажется, будто бродишь по нему вместе с толпами туристов, которые, кстати, сильно раздражали главного героя - болгарского разведчика Эмиля Боева, - но и в то же время служили ему надежным прикрытием от возможной слежки.
Довольно медленно и буднично развивавшееся действие приобретает драматичный оборот, когда на глазах Боева его соратник Любо Ангелов погибает под колесами Бьюика. Это дорожное происшествие никак не походило на случайность и было явно подготовлено представителями ЦРУ. Потрясенный видом погибшего друга Боев, не выдавая своих чувств, поспешно удаляется, но при этом отслеживает, что из забравшей сбитого скорой помощи вынесли тело, накрытое простыней, и потому надеяться на чудесное спасение Ангелова уже нет смысла.
С этого момента действие романа начинает раскручиваться, словно заводная карусель. Очень скоро Боев обнаруживает, что погиб и Артуро Конти, сидевший в том самом Бьюике и по всей видимости указавший его водителю на Ангелова, который незадолго до гибели пытался сделать Конти своим агентом.
Сцена находки Боевым убитого Конти построена автором так, что создается иллюзия присутствия в кино, - настолько реалистично выглядит момент включения света в темной зашторенной комнате и обнаружения разведчиком тела, лежащего в пяти шагах от него на пропитанном кровью ковре. Это уже второй погибший в деле, связанном с фирмой "Зодиак", - внешнеторговой европейской организацией, под прикрытием которой работает центр шпионажа за странами социалистического лагеря Восточной Европы.
Таким образом, автор нагнетает напряженность в порученном Боеву деле, о крайней рискованности которого он уже был предупрежден. По той причине, что повествование в романе ведется от имени главного героя, читатель начинает понемногу отождествлять себя с Эмилем и смотрит на постоянно меняющуюся обстановку его глазами. Это позволяет глубоко окунуться в мироощущение разведчика, выполняющего опасное для жизни задание, однако ни на секунду не теряющего самообладания и готового покинуть место действия за момент до того, как там возникнет реальная угроза жизни.