Те, кому приходилось часто ездить в метро, электричках или на поездах дальнего следования, наверняка могли заметить, что их пассажиры коротают время, читая не столько многомудрую классику мировой литературы, сколько книги более-менее легких жанров - детективы, шпионские истории, авантюрные романы. И это неудивительно, так как любая дорога вызывает нервный стресс, и уменьшить его влияние на психику проще всего читая как раз не те произведения, где сюжет полон драматизма и сильных характеров, а те, где события развиваются быстро и порой стремительно.
В подобных книгах декорации меняются почти на каждой странице, а бесстрашный герой действует, словно запрограммированный на достижение цели робот. Остановить его не способны ни гибель соратников, ни выговоры следящих за операцией генералов разведки, ни вынужденные расставания с завербованными им красотками.
При всем том, что в литературных кругах увлечение такими романами принято высмеивать и считать дурным тоном, они, как ни странно, все еще не канули в Лету и с завидным упрямством возвращаются в качестве массового дорожного чтива. Возможно, что в современной литературной критике просто-напросто имеется методический изъян, не учитывающий потребности читателя как раз в таких динамичных и простых сюжетах. Подобно голливудским фильмам, они хоть и забываются почти сразу, но успевают заметно оживить эмоции и вернуть воображение из высоких материй на бренную землю, спускаться на которую время от времени все-таки полезно.
При виде столь бурного интереса к книгам приключенческо-детективного жанра, в развитие которого, кстати, в свое время внесли свой вклад даже признанные классики Жюль Верн и Достоевский, естественно задаться следующим вопросом. А почему бы не поучаствовать в этом тихом многомиллионном общественном движении, приносящем авторам довольно простых в написании книг весьма неплохие гонорары?
Ведь достаточно уметь соединять слова в предложения, последовательно развивать простейший сюжет, давать беглые характеристики действующим лицам - и прямо на глазах начнут одна за другой появляться страницы увлекательного повествования. В качестве главного героя можно традиционно выбрать доблестного разведчика, основные черты которого хорошо известны еще из советской массовой культуры, уделявшей теме шпионажа повышенное внимание.
Остается только отправить его в какую-нибудь не самую дружественную страну, поручить выполнение очень трудного задания, погрузить в атмосферу слежки, опасностей и погонь, наполнить его дни мучительными попытками разгадать каверзные уловки врагов - и, кто знает, быть может, читающая публика услышит о новом талантливом создателе шпионских историй, а пассажиры поездов с удовольствием окунутся в мир придуманных им приключений.
Еще не так давно советские граждане целыми семьями собирались по вечерам у черно-белых телевизоров, чтобы напряженно следить за перипетиями многосерийного художественного сериала «ТАСС уполномочен заявить...», сюжет которого был построен вокруг борьбы советской и американской разведок. Даже не всегда постигая тонкости довольно запутанного фильма, зрители наслаждались мастерской игрой актеров, их глубокомысленными диалогами и многозначительными взглядами. Совершенно ничего не поняв в этой картине, мальчишки могли решить стать разведчиками, а взрослые с удовольствием отметить, что уж их-то страна была надежно защищена на невидимом фронте.
Увы, с тех пор этот хотя и сложный, но довольно популярный и даже востребованный жанр практически не развивался на достигнутом им высочайшем уровне. И дело здесь было не столько в том, что сверхдержава уже ушла в историю, и равноценное "ТАССу..." созвездие актеров можно было собрать, пожалуй, лишь в мечтах, а в том, что продолжать заложенные Юлианом Семеновым традиции оказалось практически некому. Возможно, менее известные авторы и пытались создать шпионские детективы такого же уровня, но, судя по всему, они оказались слабоваты для экранизации подобного размаха.
В то же время спрос на продуманные, серьезные, пафосные произведения, созданные на основе текущей политической обстановки, остался и на фоне выпускаемых сегодня комедий-однодневок даже растет. Зритель явно заскучал без мыслительных схваток враждующих спецслужб, сцен в высоких кабинетах, политических интриг, шпионских провалов и коварных планов по подготовке военных переворотов.
Вернуть ему все это, тем самым возродив полюбившийся широким массам жанр, сегодня могут писатели нового поколения. Для этого им даже не придется, подобно Семенову, выдумывать африканские страны и политические режимы, ибо, как это часто бывает, реальность заметно превзошла самый смелый литературный вымысел.
В той же Африке сегодня есть страна Зимбабве, которой до недавнего времени правил престарелый диктатор Мугабе, и страна Сомали, чем-то напоминающая мифический Мордор, повседневные хроники которых легко затмят даже лучшие произведения, созданные в жанре политического детектива.
Немыслимая инфляция в Зимбабве и предвыборное подавление там протестных настроений армией, получившей финансовую подпитку от воротил с Уолл-стрит, а также дерзкие вылазки сомалийских пиратов могут лечь в основу новых политических детективов, телевизионные версии которых наверняка привлекут к экранам широкие массы зрителей, тонко чувствующих хорошо построенные сюжеты.
Современный деловой человек, стремящийся построить успешную карьеру, вынужден ежедневно читать множество газетных статей, аналитических обзоров в Интернете, рекламных проспектов и специализированных журналов. Справиться с этой задачей довольно трудно, если подходить к делу по старинке, то есть знакомиться с информацией не спеша, медленно осиливая абзац за абзацем, делая перерывы на осмысление новых сведений и частенько отвлекаясь на повторение пройденного. Оперативно "пропускать сквозь себя" огромные объемы информации можно только, если научиться читать очень быстро и запоминать главное, то есть подходить к изучению материала предельно рационально.
Освоить такой подход не так и сложно, как кажется – достаточно применить несколько простых и проверенных методов, которые одинаково эффективно помогут и приготовиться к школьному экзамену, и войти в курс дела перед важным деловым совещанием. Во-первых, нужно отказаться от привычки проговаривать про себя читаемый текст. Она остается почти у всех с первых уроков грамоты, во время которых буквы и слоги всегда произносятся вслух.
Увы, нужная и полезная на первых порах для запоминания артикуляция со временем превращается в обузу, так как, «произнося», хоть и не вслух, слова, человек вынуждает работать свой речевой аппарат, тем самым сильно замедляя продвижение взгляда по строке. Заметно ускорить изучение материала можно, заставив себя «замолчать» и далее воспринимать слова только с помощью ума.
Поначалу это ограничение несколько снизит эффективность усвоения материала, однако со временем указанный недостаток исчезнет, а скорость заметно вырастет. Естественно, одного лишь беглого «сканирования» текста явно не хватит для того, чтобы понять мысли автора, запомнить имена главных героев рассказа, уяснить для себя центральные моменты научного доклада.
Поэтому к прочитанному нужно вернуться, но уже с целью быстро выделить и «отпечатать» в своем сознании самые важные элементы текста, вокруг которых он обычно и строится. Что касается вступления, порой называемого не иначе как «водной частью», всевозможных отсылок к историческим прецедентам, долгих и пустых размышлений о важности обсуждаемой темы для соответствующей отрасли, то при втором прочтении их можно смело пропускать.
Это позволит быстрее вернуться к тем абзацам, где излагаются суть статьи, ее опорные моменты, важнейшие идеи. Таким образом, рациональное чтение не только позволит быстро изучать «горы» литературы, но и поможет составлять из нее мысленные конспекты, делать выводы, оценивать содержание.